Лечить, а не карать!
В 2001 году Португалия первой в мире отменила наказание за употребление всех наркотиков, включая героин. Новая стратегия предполагала, что потребителям наркотиков нужно помогать, а не сажать в тюрьму. Смена стратегии привела к радикальному снижению смертности от передозировок и числа случаев заражения ВИЧ. Создателем стратегии был доктор Жоау Каштель-Бранку Гоулау. Рассмотрим же детальнее эту самую стратегию и её результаты.
Сейчас, с высоты 2020 года, уже сложно в это поверить, однако в своё время Португалия имела ужасающие проблемы с уровнем потребления героина, так сказать – «на душу населения». Это была настоящая эпидемия. Она началась в конце 70-х годов и охватила буквально всех жителей этой страны. Ситуацию значительно усложняло распространение ВИЧ в начале 80-х. Другие страны, сталкиваясь с подобной проблемой, пытались решить её радикально – ужесточать наказания, вводить запретительные меры и так далее. Как уже сегодня известно, к положительному результату такие решения никогда не приводили.
Тут Португалии на помощь пришёл (если можно так выразиться) исторический контекст. Дело в том, что сама проблема с наркотиками на родине Магеллана появилась позже, чем в большинстве европейских стран. И это неспроста – до 70х годов Португалия была страной абсолютно обособленной от окружающего мира. В стране как-никак царила военная диктатура. Сразу же после Революции Гвоздик в 74ом португальское общество стало куда более открытой. А после завершения процесса деколонизации в страну вернулись солдаты из (теперь уже бывших) колоний — Анголы, Мозамбика и так далее. Произошло множество быстрых социальных изменений. Среди них – настоящий взрыв доступности наркотиков. Люди, как результат, стали экспериментировать с ними. Но это было не так, как в других европейских странах. В Португалии наркотики распространились по всему обществу, во всех социальных группах — не только среди маргиналов или представителей меньшинств, но и в среднем, и в высшем классе, а также среди ведущих политиков.
Всего через десятилетие было уже почти невозможно найти португальскую семью, в которой не было проблем с наркотиками. Люди начали воспринимать это так: «О, мой мальчик, мой сын — не преступник. Он — человек, которому нужна помощь». И это как бы создало практически беспрецедентное движение, направленное на гуманный подход к наркополитике.
Во многом такой вектор действий был создан с оглядкой на неудачный опыт других стран, где практиковался гораздо более радикальный и суровый способ борьбы с данной проблемой.
Сложилась удивительная ситуация, при которой португальское правительство стало заботиться о наркопотребителях, особенно тех, которые употребляли героин. Оно относилось к ним как к больным людям, которым нужно лечение. Главной задачей государства было предоставить его всем нуждающимся. И даже до того, как человек начинал лечение, власти предлагали ему меры по снижению вреда, чтобы помочь справиться с ситуацией.
Так в 1993 году в стране появилась первая программа по замене шприцев и иголок. Программа замены шприцев и иголок была по тем временам довольно инновационной. Главным звеном стали местные фармацевты: в каждой районной аптеке можно было воспользоваться этой услугой. Любой мог прийти с использованным шприцем, выкинуть его в специальный контейнер и получить новый набор: шприцы, презервативы и другие одноразовые предметы, которые добавляли с каждым годом в этот гигиенический набор для наркопотребителей.
И хотя португальские законы были всё равно карательными, государство прикладывало серьёзные усилия к тому, чтобы предложить тем, кто нуждался в лечении, возможность его получить. Не только лечение, но и те же возможности по снижению вреда: в том числе замену игл и шприцев, а позднее — заместительную терапию.
Так как основной причиной проблем был героин, правительство стало развивать метадоновые программы, не только для лечения, но и для создания так называемых низкопороговых программ снижения вреда. Вместо тюремного заключения, только лишь за факт употребления наркотиков, большинство потребителей были направлены в лечебные учреждения.
Позднее, в конце 90-х годов, Португалия создала свою первую национальную стратегию наркополитики. По большей части, она представляла из себя систематизацию того, что уже было проделано. Однако появились и инновационные меры. В этой стратегии были обозначены меры по снижению не только предложения наркотиков, но и — особенно — спроса на них: предотвращение, лечение, снижение вреда, реинтеграция людей в общество. Государство предложило декриминализовать потребление всех наркотиков — потому что это скорее проблема, связанная со здравоохранением, чем с преступностью. Поэтому основным пунктом стратегии было предложение изменить политику в том, что касается личного употребления и хранения для себя.
Но стоит отметить, что декриминализация сама по себе была бы бесполезна, если бы Португалия должным образом не проработала свою систему здравоохранения, которая к моменту введения уже указанной стратегии была готова предлагать легкодоступное лечение, без всяких очередей, без принуждения и оплаты для всех, кто в нем нуждается. Всё это было сделано до декриминализации.
К тому же, сотрудники сектора здравоохранения проводили работу «на местах». Они находили контакт с наиболее маргинализованными наркопотребителями, шли в те места, где они употребляют наркотики, обращались к ним, просвещали их, обучали более безопасному употреблению. В общем, делали всё, чтобы зародить доверие к себе, то бишь к медицинским работникам. С точки зрения португальской системы охраны здоровья – это и есть первый шаг к тому, чтобы наркопотребители начали лечение. Сегодня в этой стране нет принудительного лечения, но государственные программы довольно убедительно подталкивает людей, страдающих зависимостью, к лечению, к тому, чтобы они перестали употреблять и делать то, что они делают.
Таким образом декриминализация восстанавливает в наркопотребителях утраченное доверие к государственным услугам в целом. То есть если среда остается криминализованной, люди стараются избегать общения с государственными служащими. Потому что они боятся, что их сдадут в полицию и выдвинут обвинение. А в Португалии у них нет такого опасения, они знают, что это не происходит, что медработники не станут передавать их в полицию, для них не будет никаких негативных последствий. Так что у государства есть гораздо больше возможностей расширить доступ к лечению. Решение задачи подкупает своей простотой – лечение нужно предлагать в декриминализованной среде.
Сегодня Португалия демонстрирует удивительные показатели в области снижения числа проблемных наркопотребителей. С момента принятия описанной наркополитики в 2001 году таких было около 100 тысяч только среди потребителей героина. С тех пор государство смогло обеспечить людям лечение, обучило их более безопасному потреблению, предложило им низкопороговую заместительную терапию, и сегодня, по оценкам министерства здравоохранения Португалии, страна имеет дело с 50 тысячами проблемных потребителей. Причём это суммарное число потребителей всех видов наркотиков. И большая часть из них проходит лечение или пользуется программами снижения вреда. Сегодня в Португалии очень сложно найти человека, который потребляет наркотики таким образом, что это создает проблемы в его жизни, и чтобы он при этом никак не был связан со здравоохранительными программами.
К слову, у декриминализации есть ещё один удивительный побочный эффект: увеличение эффективности полиции и таможенных служб. А всё потому что вместо того, чтобы тратить всё свое время и энергию на обычных наркопотребителей на улице, сотрудники правоохранительных органов занялись крупными преступными организациями. Они улучшили взаимодействие с заграничными коллегами, и теперь вместо того, чтобы конфисковывать граммы и килограммы на улице, они перехватывают тонны в контейнерах в открытом море — крупными партиями. В итоге, когда они представляют свои результаты в конце года, общий объем конфискаций выходит значительно большим.
Это, конечно, не итоги каких-то конкретных годов, это тренд: органы охраны порядка стали более эффективно бороться с крупной контрабандой. Естественно, искать здесь перманентно-положительную динамику не стоит: соответствующие органы могут в один год арестовать груз в 50 тонн, а на следующий год им не настолько повезет — но тренд именно такой. Сейчас, вследствие того, что потребление наркотиков было декриминализовано, полицейские и таможенники могут предоставить наркопотребителей системе здравоохранения.
Так что, на данный момент, португальцы полностью убедились в плюсах декриминализации, и поэтому ни одна политическая сила в Португалии не призывает всерьёз к возвращению в рамки криминализации. Чиновники португальского правительства, ответственные за политику по контролю за оборотом наркотиков, почти единодушно считают, что декриминализация позволила создать гораздо более эффективный подход к контролю над проблемой наркомании и связанными с ней социальными проблемами. Поскольку имеющиеся данные демонстрируют их правоту, португальская модель должна быть внимательно изучена высшими должностными лицами всех стран мира.
Глеб СТРУННИКОВ