Допущение недопустимого
Нидерланды – единственная европейская страна, вокруг отношения к наркотикам в которой уже ни один десяток лет ведутся неутихающие споры. С одной стороны, Нидерланды показали себя как воплощение смелости и толерантности, поскольку с проблемой потребления наркотиков решили бороться несколько неординарным способом и возымели от этого некоторые положительные результаты.
С другой стороны, Нидерланды предстают перед мировым сообществом в дурном свете, так как позволили себе: во-первых, восстать против позиции большинства самых влиятельных стран мира; а во-вторых, стали своеобразным приютом для производителей, распространителей и потребителей наркотиков.
Итак, что же представляет из себя нидерландская политика по наркотикам?
Вопреки расхожему мнению, легалайза в Нидерландах как такого нет. Наркополитика этой страны основана на двух принципах:
- Употребление наркотиков относится к проблемам здравоохранения и не является преступлением. Строго различаются «легкие» (производные конопли: марихуана, гашиш) и «тяжелые» наркотики.
- Политика по наркотикам регулируется опиумным законом, в состав которого входят два перечня препаратов. Первый содержит средства относящиеся к тяжёлым, второй — к лёгким наркотикам. Любые операции (ввоз/вывоз, продажа, наличие) с препаратами из обоих списков запрещены законом.
Тем не менее, некоторые операции не преследуются, хотя и не являются легальными. Нормы криминального права рассматриваются, как носящие потенциальный характер: министерство юстиции может отказаться от преследования некоторых правонарушений, если это позволяет достичь более высоких общественных целей. В случае политики по наркотикам, такие цели — это здоровье населения (через разделение рынков лёгких и тяжёлых наркотиков) и общественный порядок.
Посредством контроля за продажей лёгких наркотиков и строгого преследования операций с тяжёлыми, два рынка существуют раздельно, что снижает вероятность встречи потребителей конопли с более опасными для здоровья тяжёлыми наркотиками.
Немного истории
История, которая послужила началом для долгих споров и точкой отсчета на тернистом пути легализации легких наркотиков в Нидерландах, случилась 12 мая 1928 года. Именно этой датой королева Вилхелмина подписала Опиумный закон (Opiumwet), призванный поставить все точки над «i» в отношении государства к наркотикам. Согласно этому закону запрещается производство, распространение, ввоз, вывоз и хранение буквально всех известных на тот момент сильных и, казалось, самых безобидных наркотических веществ. Исключения распространялись только лишь на использование наркотических веществ в исследовательских или медицинских целях.
Список веществ, указанных в Опиумном законе, настолько велик, что многие наименования, входящие в него, заставят вздрогнуть знатока, не то, что обывателя, так как просто известны лишь единицам ученых, имевших с ними дело. И с 1928 года этот список лишь увеличивался, так как новые препараты не перестали появляться. Одна из главенствующих ролей в этом списке, конечно же, была отдана конопле, сделавшей так много в свое время для экономики Нидерландов. Теперь использование конопли было запрещено в любом виде, ведь из нее человечество научилось делать ни один вид наркотиков: марихуана, гашиш, эсрар, джамба, ширас. Возникает вопрос: «Каким же образом наркотики стали доступны при таких строгих предписаниях законодательства?!»
Дело в том, что у нидерландцев есть такое понятие как «gedoogpolitiek». Его очень сложно перевести на русский язык, но если попытаться, то мы получим интересную формулировку: «политика допущения недопустимого». Как раз вышеназванная директива и допускает то, что не допускает закон. Она не делает потребление легких наркотиков легальным. Она говорит о том, что наркотики делятся на те, которые нельзя совсем, и те, которые нельзя, но если очень хочется, то можно. То есть в этой директиве довольно четко указаны допустимые минимальные дозировки по разным видам наркотических веществ и меры наказания, которые последуют за нарушение предписаний.
Середина 70-х годов ознаменовалась официальным признанием некоторых наркотиков легальными на территории Нидерландов. Государственные власти решили ввести в дело либеральную политику в отношении потребления наркотиков и правонарушений, связанных с ними, а также с некоторыми оговорками узаконили марихуану и другие легкие наркотики. Данная легализация основывается на отчете и рекомендациях комиссии во главе с экспертом по реабилитации людей, употребляющих наркотики, Питером А.Х. Бааном, принятых в 1976 году парламентом Нидерландов.
Благодаря тому, что власти Нидерландов отказались от политики преследования потребителей легких и/или тяжелых наркотиков, они смогли вывести на свет скрывающихся до этого граждан. А это привело к положительному эффекту: во-первых, для самого государства — контроль наркозависимых стал прост и прозрачен; а во-вторых, и для самих наркозависимых – они смогли беспрепятственно получать требуемую помощь.
Возвращение к нормальному образу жизни наркозависимых, не преследуемых государством, стало куда более реальным, нежели тех, кто почувствовал на себе все прелести жизни за решеткой.
А теперь о минусах…
Несмотря на то, что для Нидерландов легкие наркотики стали нормальным и контролируемым явлением, распространение тяжелых наркотиков на территории страны не уменьшилось.
Напротив, Нидерланды стали своеобразным перевалочным пунктом и приютом для производителей и распространителей тяжелых наркотиков, стремящихся сюда даже из других стран – если им и не удавалось избежать наказания, то оно было менее серьезным, нежели в других государствах. По мнению правоохранительных органов Франции и Великобритании около 80 % героина, переправляемого в эти страны, приходит как раз из Королевства Нидерланды.
Кроме того, здесь был замечен резкий скачок потребления синтетических запрещенных наркотиков. Да и из-за обширной легальной химической базы страны преступные группировки получили возможность заниматься производством прекурсоров для дальнейшего синтеза тяжелых наркотиков.
Также изначально предполагалось, что легализация легких наркотиков станет поводом для сокращения числа наркопотребителей, зависимых от таких наркотиков, как кокаин, героин и пр. Однако эта цель не была достигнута. Более того, число лиц, потребляющих легкие наркотики, за период с 1984 года по 1992 увеличилось более чем в 2 раза.
Самая насущная проблема
Тут, пожалуй, стоит сделать небольшое лирическое отступление…
Журналисты, литераторы, а иногда и политики любят иногда в своих текстах о разных странах пользоваться метафорами, играть возвышенными характеристиками. Причем бывает это настолько часто, что в случае с некоторыми государствами их поэтические имена превратились почти во вторые официальные названия. Тут вам и Страна Восходящего Солнца (Япония), и Страна Утренней Свежести (Южная Корея), и Страна Кленового Листа (Канада).
Нидерланды в этом плане — не исключение. Причем у страны есть сразу несколько «псевдонимов». Благодаря любви голландцев к цветам и таланту в садоводстве это государство стали называть Страной Тюльпанов. Туристические гиды во все времена предпочитали подчеркивать, что Нидерланды — Страна Каналов.
Прилипшее ныне прозвище — это прозвище из области «лучше бы этого не было». Но куда деваться, если ситуация такова, какова она есть? Нидерланды превратились в Наркогосударство. И кличку эту принято писать с большой буквы.
Причиной тому стал туризм… А, вернее, наркотуризм.
От неисчисляемого количества туристов узкие улочки того же Амстердама страдают давно. И самое неприятное – помимо трудностей в перемещении по городу – это то, что большинство этих туристов приезжает в Амстердам вовсе не для того, чтобы посмотреть на тюльпаны.
Еще в далеком 2013 году власти Нидерландов запретили продавать туристам гашиш и марихуану. Но вот столица страны осталась стоять особняком. Её политика в отношении наркотуризма нисколько не изменилась. С тех пор Амстердам превратился в последний оплот жаждущих наркотуристов.
Еще одни «первые звоночки»
И вот в январе-месяце этого года с инициативой запретить продажу легких наркотиков туристам в столице выступила мэр Амстердама, Фемке Халсема.
Подобные предложения активно обсуждались еще с 2019 года. И возможно бы уже сегодня город был недоступен для иностранных любителей марихуаны, если бы не злосчастный коронавирус, сильно ударивший по мировому туризму.
Естественно, что в таком контексте принять запрет на продажу травы иностранцам, становится решением достаточно рискованным для экономического состояния города. Даже сама Халсема указывает на исследование, которое прогнозирует, что без возможности посещать кофешопы немалая доля туристов просто откажется приезжать в Амстердам.
«Мы не будем реализовывать этот план завтра. Я думаю, что пройдет несколько лет, прежде чем мы сможем его осуществить», — говорит Халсема.
Также мэр Амстердама опасается того, что торговля наркотиками может перейти на улицу. А это способно свести на «нет», все достижения вышеуказанной политики терпимости.
Тем не менее, Фемке Халсема не теряет надежду привлечь другой тип туристов после окончания пандемии.
«Мы хотели бы, чтобы туристы приезжали за богатством и красотой культурных заведений, а не для того чтобы гулять вокруг пьяными и под кайфом».
В поисках золотой середины
Сегодняшняя ситуация с наркотиками и секс-бизнесом в Нидерландах крайне неоднозначна. С одной стороны легализация позволила урегулировать проблемы связанные с людьми, употребляющими наркотики, а с другой – создала для страны не самый приятный имидж такого себе края вседозволенности и «Наркогосударства». Попробовать изменить этот имидж можно и нужно, но любой неверный шаг способен вызвать серьёзные экономические последствия.
Так что для Страны Тюльпанов наступило время тяжёлых решений. Будем надеяться, что государству удастся найти тот самый «золотосерединный» выход из сложившихся обстоятельств.
Нам же остается «держать кулачки» за Нидерланды и, естественно, следить за развитием событий.
Анастасия Харченко