Триумф трезвости

По данным Всемирной организации здравоохранения за 2018–2019 годы, Исландия входит в рейтинг самых трезвых стран мира, занимая 54-е место. Но так было не всегда. Двадцать лет назад исландские школьники были в числе самых пьющих в Европе. Как же стране удалось изменить эту ситуацию и повлиять на молодое поколение?

Для того чтобы ответить на этот вопрос нам нужно мысленно переместиться в другую часть света. А именно в Соединённые Штаты Америки, где и был создан план вытягиванию подростков (не только исландских) из алкогольно-наркотической бездны.

Большую роль в судьбе подростков, как минимум одного континента и одного острова, сыграл американский психолог Харви Милкман, который исследует человеческие зависимости уже около четырёх десятков лет. И в своих исследованиях он не раз приходил к очень интересным выводам.

Например, в своей докторской диссертации он пришёл к выводу, что потребители героина или амфетамина отличаются своей жизненной позицией и подходом к решению проблемы стресса. Согласно Милкману, героинщики в такой способ хотят «выключить» себя из неприятной ситуации, отрешиться от нее, а те, кто потребляют амфетамин, выбирают путь активного сопротивления.

Эта работа была опубликована в Journal of Nervous and Mental Disease, после чего Милкмана пригласили стать членом исследовательской группы американского Национального института злоупотребления наркотиками. Перед исследователями были поставлены следующие вопросы: почему люди начинают употреблять наркотики? Почему продолжают? Когда они достигают порога, за которым начинается «злоупотребление»? В какой момент они способы прекратить? И почему возникает рецидив?

В своё время Харви Милкман и его коллега Уильям Фрош, профессор медицинского центра факультета психиатрии Университета Колорадо, разработали теорию употребления наркотиков, стимуляторов и антидепрессантов всеми возрастными группами как результата внутриличностной борьбы – так называемую «Теорию копинга». В 1973 году эти учёные раскрыли единый контекст изменений эго-состояния, сенсорных перегрузок и стресс-реакций. Одной из причин возникновения наркомании у подростков они считали феномен копирования влияния сверстников и последующего воспроизведения процессов привыкания.

Все эти годы, изучая зависимость, Милкман заметил одну и ту же закономерность: привыкание неразрывно связано с поведением человека – и первое зависит от особенностей второго. Учёный считает, что пристраститься можно к чему угодно: к алкоголю, кокаину, экстремальной езде, сексу, калориям. Различные вещества вызывают биохимические процессы в мозге, от которых потом и становится зависим организм.

А начались его научные наблюдения с простых бесед с подростками. Ежедневно общаясь с ребятами, будучи ещё преподавателем в колледже Денвера, он заинтересовался, почему многих ребят увлекают алкоголь, сигареты и наркотики, и всерьёз занялся изучением этого вопроса.

В итоге Милкман решил преподнести подросткам альтернативу – активности, которые вызывают схожие антистрессовые процессы, но при этом являются безвредными.

Психолог утверждал, что ощутить «химию мозга» можно разными способами, для этого необязательно принимать алкоголь, наркотики или курить сигареты. Те же самые эмоции можно испытать, занимаясь спортом, танцуя, слушая музыку, прогуливаясь с друзьями в парке, делая покупки в магазине, пробуя вкусную еду, путешествуя.

Милкману удалось проверить свою теорию в 1992 году, когда он вместе со своей командой выиграл правительственный грант в размере 1,2 млн долларов США на реализацию в Денвере программы Project Self-Discovery, в рамках которой детям от 14 лет с зависимостями предложили выбрать интересные для них занятия. Опыт программы был успешным: подростки не только практически отказались от алкоголя, наркотиков и табака, но и обзавелись друзьями, стали задумываться о своей жизни, у них появились увлечения и хобби.

 

Возвращаемся в Исландию

Результатами заинтересовались другие страны, в том числе Исландия. Несмотря на усиленную профилактическую работу с детьми и подростками в школах, ситуация не менялась: ребята продолжали пить, курить и принимать запрещённые вещества.

Это подтвердили опросы, которые Милкман, будучи приглашенным консультантом в первом наркологическом центре для подростков (г. Тиндар), проводил в 1992, 1995 и 1997 годах. Ученикам от 14 до 16 лет предлагалось ответить на вопросы о том, пробовали ли они алкоголь, сигареты и наркотики; бывали ли пьяны; насколько близки с родителями; чем им нравится заниматься в свободное время и другие.

Результаты оказались пугающими. Около 25 % респондентов курили и более 40 % употребляли алкоголь каждый день. Лишь те, кто регулярно посещал какие-то занятия, вовсе не имели вредных привычек. Статистика показала, что нужно немедленно принимать меры. Так в стране был разработан новый национальный план «Молодёжь в Исландии», в рамках которого изменились некоторые законы.

В частности, стало нельзя продавать сигареты и алкоголь подросткам, не достигшим 18 и 21 года соответственно. На телевидении запретили рекламу сигарет и спиртных напитков. В городах ввели комендантский час, и школьникам до 16 лет нельзя стало появляться на улице после 22:00 зимой и после 00:00 летом.

А чтобы не последовало обратного эффекта от такого запрета, Милкман призвал школы взаимодействовать не только с детьми, но и с родителями. В связи с этим в каждой образовательной организации создали родительские комитеты и школьные советы с представителями родителей. Для мам и пап проводили лекции и семинары, рассказывали им о том, что важно проводить со своими детьми больше времени, нужно чаще говорить с ними, находить общий язык, узнавать, с кем они дружат, что им нравится и о чём мечтают.

Общенациональный головной орган родительских организаций «Дом и школа» представил соглашение для родителей. Мамы и папы, подписавшие его, обязаны соблюдать положения документа. Они должны проводить со своими детьми не менее указанного в соглашении количества часов в неделю, им запрещено отпускать детей на улицу в позднее время и разрешать проведение вечеринок без участия взрослых.

Кроме того, государство увеличило финансирование спортивных, музыкальных, художественных и танцевальных мероприятий для детей и подростков. Например, в Рейкьявике, где проживает более трети населения Исландии, есть Leisure Card, на которую каждой семье переводится 35 000 крон для оплаты занятий детей в кружках и секциях.

С 1998 года в стране ежегодно проводится анкетирование учеников. По данным опросов, доля детей 15–16 лет, употребляющих алкоголь, снизилась на 37 % (с 42 % в 1998 году до 5 % в 2016-м), а число ежедневно курящих сигареты сократилось на 20 % (с 23 % до 3 % соответственно). Таких показателей по снижению уровня зависимостей у подростков от алкоголя, табака и наркотических веществ нет ни в одной другой европейской стране. При этом ребят, занимающихся в кружках, стало почти вдвое больше: 42 % вместо 24 % в 1998 году. Число тех, кто проводит свободное время с родителями, также выросло в два раза: с 23 % до 46 %.

 

От Исландии к Европе

Опыт Исландии так поразил европейское сообщество, что по аналогии с программой «Молодёжь в Исландии» была разработана программа «Молодёжь в Европе». Но если в Исландии программа была общенациональной, то в других странах решение, участвовать ли в ней, принимается на муниципальном уровне.

Как это происходит сегодня? Сначала школьники отвечают на вопросы подобные тем, что были в анкетах для детей первого наркологического центра г. Тиндар. Потом опросники отправляют кураторам в Исландию, где они обрабатывают полученные данные. Когда эта работа завершена и известны результаты, местные власти внедряют способы решения проблем с алкоголем, курением и наркотиками у подростков.

Но, несмотря на первые попытки перенять опыт Исландии, добиться таких результатов пока не удалось ни в одной другой европейской стране.

Так к примеру, в одной из стран Балтии случилась обратная корреляция: активные занятия спортом оказались фактором риска. При более подробном расследовании оказалось, что спортивные кружки доверили бывшим военным, которые сами употребляли препараты для наращивания мышечной массы, пили и курили.

Так причиной отсутствия в Европе таких ошеломительных результатов является несистемный подход к решению проблемы, к внедрению уже разработанной программы. Нежелание обращать внимание на детали (а как известно, дьявол кроется в деталях) и приводит к тому что даже хорошая и универсальная идея может не прижиться в других странах. Хотя сама идея достаточна проста — нужно создать условия, в которых дети могут вести здоровую жизнь, — и тогда им не нужно будет употреблять вещества, потому что они смогут жить весело и интересно и без них.

Олесь НИКОЛЕНКО

Я хочу (с)делать пожертвование(ия)

I want (to do donation

Я хочу зробити пожертвування

Call us!
Закрыть

Ваше имя *

Ваш эл. адрес *

Тема обращения

Ваше сообщение